Hort.by — Блог Лизы Хорт

Трудовой климат

коллектив на работе

Самая главная формула успеха — знание, как общаться с людьми.
Теодор Рузвельт

Знание основ психологии человеческих взаимоотношений в коллективе важны как для сотрудников, устраивающихся на работу, так и для руководителей малого и крупного звена, которые этих сотрудников нанимают. Причина неудач многих лидеров и соискателей часто кроется в неумении или нежелании внимательно отнестись к периоду социальной адаптации. Насколько быстро новый работник вольется в коллектив, часто зависит от рабочей атмосферы, ведь именно той атмосферой, которую организует руководитель, потом придется дышать всем, в том числе и ему самому.

Любая деятельность подразумевает общение с людьми. В нашем информационном мире, работая над чем-либо, контактов с человечеством избежать нельзя. Даже индивидуальному предпринимателю, трудящемуся дома, необходимо связываться с клиентами и работниками налоговых органов. Поэтому умение ладить с окружающими становится ключевым моментом в успехе любого предприятия. Причем важно каждое звено этой цепочки контактов. От навыков общения с людьми зависит как карьера одного человека, так и эффективность всей организации, где этот человек работает. Даже на практике умение располагать к себе людей иногда оказывается более необходимо, чем опыт и стаж. Собственно опыт и стаж мы можем приобрести только через общение. Замкнутый круг, в котором становится важным то, чем дышишь.

ЧАСТЬ ЦЕЛОГО
В давние времена, когда какая-нибудь высокопоставленная фигура устраивала пиршество, то за столом гости располагались строго в соответствии со своим социальным статусом. Этот порядок показывал всем их место в системе управления, и заодно каждый видел, с кем ему надо заводить знакомства для карьерного продвижения, чтобы быть ближе к главе столе. Немного утрировано, не так ли? Но эта стародавняя традиция показывает, насколько важно для достижения успеха находить подход к людям. Однако в отличие от монархического аппарата управления в прошлом, современная структура менеджмента на предприятии демократична и интерактивна. Это значит, что теперешнему руководителю приходится взаимодействовать со своими подчиненными, организуя крепкую дружную команду.
Между тем, и в наше время иногда встречаются коллективы, где организация труда происходит крайне авторитарным методом. Если давние работники кое-как свыклись с подобной погодой, то новичкам тут приходится туго. О налаживании дружественных отношений со своими коллегами уже не может быть и речи, ведь это попросту невозможно – никто и пошевелиться не может без разрешения начальства. Новые люди, которые приходят в такую компанию, просто не могут адаптироваться к жестким условиям труда. Личностного роста в подобных условиях также достичь очень сложно, ведь чтобы творить, для начала надо избавиться от напряжения. В результате в таких организациях зачастую наблюдается сильная текучка кадров, ведь мало кто может выдержать девять часов напряженного труда, зная, что за каждым твоим движением наблюдает шеф. Как говорится в популярной английской поговорке, босс не всегда прав, но он всегда босс.

А ВЕЗЕТ ЛИ НОВИЧКАМ?
Весь итог трудовой активности коллектива, его единство, нравственная зрелость и удовлетворенность сотрудников, по большей части зависят от того, как сложится социально-психологический климат в группе. Психология отношений на работе для каждого нового человека, входящего в сформированную стабильную команду, начинается с неминуемой адаптации к общепринятым устоям, этическим нормам, профессиональным запросам, условиям труда. Конфликтные ситуации чаще всего приходятся именно на этот этап социализации. За время адаптации у новичка складывается собственное мнение о коллегах, с которыми ему предстоит работать большую часть времени. В соответствии со своими впечатлениями, он вырабатывает определенную манеру поведения для формальных и неформальных отношений. По статистике, самый большой процент увольнений по собственному желанию происходит в этот период. В качестве оснований для прекращения трудовой деятельности такие люди указывают конфликтные отношения с коллегами. И пусть даже при других обстоятельствах этот новичок мог проявить огромный потенциал, но несовместимость с остальными членами рабочей группы оказалась решающей. В виду социальной природы человека, успех любого работника на 85% зависит от умения общаться с людьми, и только на 15 % – от его профессиональных качеств. Этот немаловажный момент должны учитывать  руководители при подборе персонала.

Трудовой коллективКОМАНДА
Условия для взаимодействия внутри рабочей группы, которые создает руководитель для трудового старта, влияют на успешность ее сплоченной деятельности, удовлетворенность рабочим процессом и результатами труда. Здесь баллом в вашу пользу будет организация санитарно-гигиенических условий для работы: кондиционирование, освещенность, просторность помещения, удобное рабочее место, бутилированная вода, кофемашина. Однако, говоря о микроклимате на работе, мы подразумеваем не только показатели температуры. Также речь идет о создании взаимных отношений среди сотрудников.
Как мы уже упоминали ранее, чтобы построить мосты друг между другом, сотрудники должны познакомиться, присмотреться друг к другу, начать общение. Многие руководители довольно ревностно относятся к ситуациям, когда подчиненные чувствуют себя на работе свободно, как дома. Однако, именно такая обычная обстановка является наиболее благоприятной для возможности что-то обдумывать. Под давлением этот процесс значительно замедляется, и результат оказывается не в вашу пользу.
Безусловно, в любом трудовом процессе должны быть правила и дисциплина, которым надо следовать. Но у любой сдерживающей силы также должна быть мера. Длинные списки штрафов и всевозможных наказаний могут полностью парализовать работу сотрудника, так как он будет вообще бояться действовать. Если уж вы и выбрали «кнут», то в случае успеха подчиненного следует компенсировать это «вкусным пряником», а лучше просто максимально минимизировать наказания.

Ребята, давайте жить дружно!

Чтобы максимально удовлетворить потребности всех сторон (работников и руководителей), психологи рекомендуют устраивать дополнительные перерывы в течение рабочего дня на 5-10 минут. Безусловно, речь может идти об этом только в случае сильной загруженности сотрудников, когда времени на личные контакты не остается совсем. Почему же специалисты дают такие советы и зачем людям на работе свободное время? Дело в том, что новое место работы для человека – всегда стресс. Он оказывается в незнакомом месте, окруженный чужаками. Он напряжен и осторожно присматривается. Если же он попадает в коллектив с авторитарным стилем управления, о каком мы писали выше, или коллектив в силу разных взглядов не принимает его, то это напряжение так и не проходит. Человек рано или поздно уйдет. В благополучном случае это позволит трудящимся людям установить между собой неформальные отношения, проявить доверие к своим коллегам и почувствовать себя в безопасности. Пройдя такой этап адаптации, человек вливается в общий рабочий поток. Когда коллектив достаточно сплотился, ему необходима толика времени для поддержания этого состояния. Потраченные на перерывы минуты окупятся сторицей за счет его производительности.
Минимизировать казусы в рабочей группе можно также заблаговременно. Для этого можно подбирать в команду людей с высоким уровнем совместимости, основанным на необходимом сочетании мотивации, типа поведения, нравственных ценностей. Эти качества, как правило, выявляются в ходе психологического тестирования, которое в последнее время часто устраивают менеджеры по подбору персонала, а также в процессе личного собеседования. Так, например, чтобы избежать вероятных стычек между коллегами и разгара настоящих баталий на рабочем месте за право лидерства, лучше отдать предпочтение более спокойным напарникам. А чтобы в будущем все-таки не коллектив решал, какому новичку остаться, а какому уйти, чтобы не было деления на своих и чужих с бестолковой тратой времени на разговоры о «не тех», желательно заранее позаботиться о формировании рабочей группы, где бы люди относились ко всем равно и с дружелюбием. Ведь, скажем, продавец, обходительно обслуживающий только клиентов с хорошо начищенными дорогими ботинками, будет приносить убытки вашему бизнесу. Немаловажно, если все члены коллектива имеют способность к терпимости, обладают здоровой самокритикой, умеют  налаживать коммуникативные связи и сглаживать острые углы в общении.

Для журнала «Директор»

2 Комментарии

  1. Дина Сидорова

    По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть.

    1. M.Gerasimenko (Автор записи)

      Очень хорошее сравнение, Дина. Мы — растения, а климат — он везде климат.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *